За тысячи лет существования у человечества накопилось немало легенд. Многие из них шокирующие, некоторые, возможно, совершенно нереальные. Но, согласитесь, сказания о любви и романтических поступках занимают достойное место в культуре народов. А там, где любовь ‒ есть и море цветов.
История о том, как бедный художник продал все, что имел, и на эти деньги купил миллион алых роз для любимой, трогает сердца уже не один десяток лет. По легенде, этим влюбленным безумцем был грузинский художник Нико Пиросмани, потерявший голову от одного взгляда на красавицу-актрису Маргариту де Севр.
Нико Пиросмани, 1862–1918
Нико был художником-самоучкой, выходцем из небольшой грузинской деревни. В Тифлисе, куда он перебрался в поисках работы, молодой человек быстро прослыл странным. Очевидцы рассказывали, что из-за своей душевной доброты Пиросмани не мог долго задержаться ни на одной должности. Будучи кондуктором, он зачастую разрешал пассажирам ездить бесплатно. А позже, став хозяином молочной лавки, так и норовил раздать товар в долг всем, у кого не было возможности заплатить. Его компаньон по бизнесу даже давал Пиросмани по рублю в день, лишь бы тот не появлялся в магазине.
Нико Пиросмани "Актриса Маргарита"
Однажды в Тифлис приехала с гастролями французская актриса, прекрасная Маргарита де Севр. Художник был сражен красотой француженки. Поговаривают, что, увидев ее выступление, Пиросмани воскликнул: «Не женщина, жемчужина из драгоценного ларца!» Он всячески пытался добиться расположения возлюбленной: написал портрет актрисы, изобразив женщину на лугу с букетом цветов в окружении золотых птиц; в отчаянии падал на землю и целовал ее следы. Но это только вызывало презрение в ее глазах. И тогда Нико решился на отчаянный поступок: он продал свою лавку и картины, купил на вырученные деньги неимоверное количество разных цветов и послал их к дверям гостиницы, где она жила.
По утру Тбилиси вздрогнул:
«Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии… Каких цветов тут только не было! Бессмысленно их перечислять! Поздняя иранская сирень. Густая акация с отливающими серебром лепестками. Нежная синяя вероника, бегония и множество разноцветных анемон. Изящная красавица жимолость в розовом дыму, красные воронки ипомеи, лилии, мак, всегда вырастающий на скалах именно там, где упала хотя бы самая маленькая капля птичьей крови, настурция, пионы и розы, розы, розы всех размеров, всех запахов, всех цветов – от черной до белой и от золотой до бледно-розовой, как ранняя заря. И тысячи других цветов», — так описал необычный дар художника Константин Паустовский в «Повести о жизни».
Впечатленная огромными охапками сирени, пионов, лилий, роз и настурций, выстилавших всю улочку перед зданием, актриса вышла к художнику и поцеловала его в губы. Это был их первый и последний поцелуй. Вскоре француженка уехала из города навсегда.
Судьба Пиросмани сложилась печально. Обнищав, он переселился в трактиры и рисовал за материалы и еду на чем придется. Художник расписывал вывески и стены, клеенки с обеденных столов и картонки, изображая красоту мира в простоте сюжетов. Спустя несколько лет его творчеством заинтересовались братья Зданевичи. Именно они открыли работы Пиросмани миру. Но, к сожалению, как часто и бывает, по-настоящему их оценили только после смерти художника.
Тамара Гвердцители пронзительно исполнила песню про украденное сердце Пиросмани.
Эта история получила продолжение 50 лет спустя. К тому времени имя Нико Пиросмани вновь появилось из небытия. Хотя его работы и вызывали ожесточенные споры, но о них заговорили. Самобытный талант художника получил признание, выставки его работ проводились по всему СССР и за границей. В 1959 году картины Пиросмани отправились в Париж, в Лувр.
Толпы любителей живописи стекались во дворец. Была среди них пожилая женщина, которая замерла перед картиной «Актриса Маргарита». Она все смотрела и смотрела, а потом наклонилась и поцеловала полотно. Это была Маргарита де Севр. Любимая женщина Нико Пиросмани посещала выставку каждый день - она подолгу стояла у своего портрета, и слезы текли по ее щекам…